О государственной поддержке народных промыслов и ремесел Московской области.

В последние годы или даже десятилетия тенденция снижения спроса на народные художественные промысла наблюдается практически во всех регионах России, в том числе и в Московской области, которая издавна была богата мастерами и ремесленниками. Подмосковье прославилось такими народными промыслами, как:

 

Богородская деревянная игрушка, чьих мужика и медведя до сих пор можно найти практически в каждой сувенирной лавке в любом туристическом городе России;

 

Гжель – один из самых известных художественных промыслов России, который знают и высоко ценят не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Бело-синяя гжельская роспись получила международное признание, и сегодня гжель ассоциируется именно с этими цветами;

 

Жостово (жостовские подносы) – еще один знаменитый подмосковный промысел, возникший в начале 19 века в одноименной деревне. Однако важно сделать поправку: техника росписи знаменитых жестяных подносов возникла в соседнем селе Федоскино и лишь позднее была позаимствована местными мастерами;

 

Русская матрешка – не просто народный промысел, но и один из символов России. Русскую матрешку знают все, но далеко не всем известно, что ее родина – подмосковный Сергиев Посад, где местным мастером В. Звездочкиным в конце 19 века была выточена первая восьмиместная игрушка. Для русской матрешки считается традиционным рисунок девушки в платке и сарафане, но сегодня роспись матрешки практически не имеет границ: сказочные персонажи, животные, спортсмены, политические деятели и др.

 

Этот список можно дополнить и другими народными промыслами Московской области: вербилкский и дулевский фарфор, павлопосадские платки, федоскинская лаковая миниатюра.

 

Не смотря на имеющиеся проблемы, НХП могут и должны быть прибыльными. Народные промыслы – это бренд, часть экономического и туристского потенциала Московской области. Народные промыслы при правильно выстроенной стратегии развития и грамотном использовании всех доступных видов поддержки могут улучшить материальное положение не только ремесленников, но и региона в целом, сделать его более привлекательным.

 

Государство осознает важность и необходимость возрождения, сохранения и развития народных промыслов и ремесел и предоставляет господдержку.

 

Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

1) Создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности, в том числе палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности;

2) Финансовой, имущественной, консультационной, информационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в области ремесленной деятельности.

 

В отдельных субъектах РФ разработаны региональные программы государственной поддержки народных художественных промыслов, но большинство регионов придерживается одного механизма государственной поддержки – предоставления субсидий на поддержку производства и реализации изделий НХП.

 

К приоритетным направлениям государственной поддержки в сфере народных художественных промыслов следует отнести:

- Совершенствование механизмов правового регулирования отношений в сфере сохранения, возрождения, развития, продвижения и популяризации народных художественных промыслов;

- Учет всех народных художественных промыслов в разнообразных проявлениях и видах, отражающих неповторимую самобытность культуры народов Российской Федерации, установление порядка учета всех мест бытования и участников процесса производства изделий народных художественных промыслов (организаций, индивидуальных предпринимателей, отдельных мастеров, семей и др.);

- Государственный контроль за качеством продукции народных художественных промыслов, основными критериями которого являются художественная ценность, мастерство исполнения, экологичность;

- Государственный учет и контроль за сохранностью высокохудожественных изделий народных художественных промыслов музейного уровня;

- Соблюдение прав граждан в части доступа к высокохудожественным изделиям народных художественных промыслов, представляющим культурную и музейную ценность, к образовательным программам по народным художественным промыслам;

- Популяризация и продвижение изделий народных художественных промыслов;

- Совершенствование механизма борьбы с контрафактной продукцией;

- Повышение привлекательности отрасли для молодых специалистов;

- Стимулирование и поддержка средств массовой коммуникации в расширении репертуара научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, программ мобильного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков, их приобщение к народным художественным промыслам.

 

Чтобы получить финансовую поддержку со стороны государства, организация должна быть включена в утверждаемый в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.01.1999 N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» перечень организаций НХП, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Перед этим организация должна доказать, что выпускаемая ей продукция является изделиями НХП.

 

Перечень направлений, по которым организациям предоставляются субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе содержится в Постановлении Правительства РФ от 13.05.2016 N 412 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов»

 

Для получения субсидий организация должна предоставить в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в установленный Постановлением Правительства РФ срок следующие документы:

- Заявление о предоставлении субсидий на возмещение затрат, понесенных организацией в отчетном периоде, с приложением подтверждающих документов;

- Копии документов годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним) с отметкой инспекции федеральной налоговой службы - 1 раз в год за предыдущий год не позднее 20 апреля текущего года;

- Справку на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера организации и ее печатью (при наличии), о том, что в отношении организации, претендующей на получение субсидий, не введены процедуры банкротства (предоставляется одновременно с копиями форм бухгалтерской отчетности в случае, если организация имеет убыток отчетного периода);

- Справку на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера организации и ее печатью (при наличии), подтверждающую, что организация не получала субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещениие части затрат, указанных в пункте 4 настоящих Правил, за один и тот же период на основании иных нормативных правовых актов;

- Справку на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера организации и ее печатью (при наличии), подтверждающую, что организация не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов.

 

Организации, применяющие общую систему налогообложения, наряду с указанными документами представляют формы федерального государственного статистического наблюдения (с отметкой органа государственной статистики о принятии, с указанием объемов производства и отгрузки изделий народных художественных промыслов) N П-1 ежемесячно за отчетные периоды текущего года, за отчетные периоды предыдущего года (вместе с заявлением за декабрь) и N 1-предприятие 1 раз в год за предыдущий год не позднее 20 апреля текущего года.

 

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, наряду с документами по перечню, предусмотренному приложением N 2 к настоящим Правилам, представляют:

- Форму федерального государственного статистического наблюдения N П-НХП-М с указанием объемов производства и отгрузки изделий народных художественных промыслов ежеквартально за отчетные периоды текущего года и ежегодно за предыдущий год не позднее 20 апреля текущего года;

- Копию налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с отметкой инспекции федеральной налоговой службы - 1 раз в год за предыдущий год не позднее 20 апреля текущего года.

 

Сегодня наблюдается постепенное возрождение интереса россиян к народному творчеству, в том числе к художественным промыслам, приходит понимание, что изделия НХП – это национальные символы, подчеркивающие культурное многообразие нашей страны. Увеличивается роль популяризации российских народных художественных промыслов в СМИ, участия предприятий и мастеров в различных выставках и фестивалях, что позволяет сориентировать покупателя на подлинную продукцию НХП, а не на подделки. Но это лишь первые шаги на пути к восстановлению масштабов и культурной значимости народных художественных промыслов.

 

Необходимо тесное сотрудничество ремесленников и государства во всех плоскостях. Так, например, важно взаимодействие мастеров НХП и государства при формировании ассортимента сувенирной продукции, так как далеко не все изделия НХП могут стать успешным и хорошо продаваемым туристским сувениром, но из-за этого они, конечно, не теряют своей художественной ценности и могут и должны найти своего покупателя.

 

Одним из ярчайших примеров налаженного сотрудничества ремесленников и государства является Франция, где Chambre de Commerce et d’Industrie (Торгово-Промышленная Палата) и Chambre de Métiers (Палата ремесел) делают все, чтобы молодежь, которая хочет заниматься ремесленничеством, смогла получить необходимые знания, чтобы создавались успешные предприятия малого и среднего бизнеса, которые являются основным работодателем в экономике государства. Кроме того, банки Франции выделяют ремесленникам кредит под очень низкий процент (4-5%), что дает предприятию мощный стартовый толчок.

 

В самые сложные исторические этапы Россия сохраняла свои народные художественные промыслы, поэтому сегодня особенно важно не дать им исчезнуть, ведь НХП не только повышают престиж нашего государства, но и вносят весомый вклад в развитие современной культуры и активизацию творческого потенциала молодого поколения нашей страны.

 

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/

Федеральный закон от 06.01.1999 N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21497/

Постановление Правительства РФ от 13.05.2016 N 412 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов»

https://base.garant.ru/71401152/

Документы для загрузки

Понравилось? Поделитесь!