Диверсификация фарфора

Императорский фарфоровый завод
Татьяна Тылевич: «Чтобы конкурировать с европейскими лидерами рынка, нам надо уйти из ниши сувениров a la russe через выпуск коллекций с современным дизайном».

 

Императорский фарфоровый завод – предприятие с уникальной историей и один из самых известных брендов Санкт-Петербурга – в сегодняшней сложной экономической ситуации динамично развивается. О мировых трендах в фарфоре и диверсификации бизнеса рассказывает генеральный директор АО «Императорский фарфоровый завод» Татьяна Тылевич.

– История завода насчитывает уже более 270 лет. Как сегодня развивается предприятие?

– В связи с постоянно меняющейся международной политической и экономической обстановкой Императорский фарфоровый завод постоянно корректирует свою стратегию развития. Около десяти лет назад главным направлением была выбрана диверсификация выручки. И я считаю, что и сегодня это абсолютно правильный курс. Проявляется он в основном в открытии собственных магазинов в Москве и Санкт-Петербурге, сегодня их уже 19, в развитии партнерской сети в других регионах России по франшизе – это уже 45 точек. А также в росте дистрибуторской и дилерской сети, расширении объемов индивидуальных заказов и наращивании экспортных продаж. И если один из каналов начинает «проседать», то мы достаточно оперативно меняем выбранную кратковременную стратегию. Так, в последнее время мы заметили падение покупательской способности населения: снижается входящий поток посетителей в магазинах. Мы понимаем, что наш художественный фарфор – не товар первой необходимости. Поэтому сейчас смещаем акцент на каналы индивидуальных заказов, HoReCa и экспортных продаж, а также развиваем интернет-магазин. Именно эти направления деятельности – стратегически значимые для нас на 2016-2017 годы. Новым стимулом для развития становится 275-летний юбилей завода в 2019 году.

– Объемы экспорта завода растут?

– Сейчас мы экспортируем в 18 стран, и это только партнерские магазины. За первый квартал 2016 года объемы поставок выросли на 40%. Плотно работаем с партнерами в Корее, странах Европы, особенно в Германии и Франции, увеличиваем экспортные поставки в США. Экспортный канал продаж для нас сейчас наиболее непростой и затратный в плане вхождения. Неспроста говорят, что «впечатление можно произвести только один раз», важно сразу выбрать правильную стратегию развития. Например, в страны Юго- Восточной Азии, в Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн мы не рискуем идти собственными представительствами в связи со спецификой рынка и развиваемся с помощью стратегических партнеров, но в Европе мы рассматриваем оба варианта.

– Какова специфика экспорта российского фарфора?

– Наша продукция, с одной стороны, пользуется популярностью за рубежом. С другой – мы являемся заложниками клише русского сувенира, подарка из России, что плохо сказывается на продажах. Мы позиционируем чайно-столовые и кофейные сервизы как предметы каждодневного потребления, но в странах Европы и Азии существуют коллекции расположенных там фарфоровых заводов, у них есть свое понимание дизайна выпускаемой ими посуды. Стратегически нам надо уйти из ниши a la russe вместе с матрешками и платками с лубком, хотя он по-своему замечательный, в сегмент продукции высокого стиля, фарфора для дома, для семьи. Этот психологический барьер надо преодолеть, это очень тяжело, и мы над этим постоянно работаем.

По итогам участия в международной выставке Ambiente во Франкфурте-на-Майне в феврале стало очевидно, что не вся наша продукция подходит для экспортных рынков. Мы регулярно выпускаем новые коллекции, но до сих пор они были в основном ориентированы на внутренний российский рынок. С точки зрения практичности мы меняем свой ассортимент под потребительские запросы: выпускаем продукцию, рассчитанную на использование в посудомоечных машинах и микроволновых печах. Мы усилили акцент на выпуск бокалов, так как в современной повседневной жизни, особенно у молодого поколения, они пользуются большим спросом, чем классические чайные и кофейные чашки. С экспортом возникают проблемы не только в том, как презентовать наш фарфор, но и как подстроиться под спрос зарубежных покупателей. Поэтому мы сейчас переходим к проработке современных, сугубо экспортных линеек для Европы и Азии.

– Продукция из Китая представляет серьезную конкуренцию?

– Всем известно, что Китай – это родина фарфора. Конкурировать с китайскими заводами практически невозможно. На фоне сложной общемировой экономической обстановки торговые компании просто сократили объемы своей маржи, которая ранее начиналась от 100%, при этом оставив прежними свои цены. Им еще есть куда сокращаться. Конкуренция с огромным количеством китайских заводов в ближайшие годы не снизится. Надо понимать, что большинство западноевропейских заводов давно перенесли свои производства в страны Юго-Восточной Азии. И, когда говорим об известных мировых марках, мы должны помнить о том, что они осуществляют на родине производство только малой части продукции, и то не всегда, а в основном все выпускается в Китае.

– Импортозамещение как-то прогрессирует?

– Это непростая тема, потому что в советское время в стране было более 50 заводов, производивших фарфор. Были серьезно развиты сопутствующие отрасли, такие как машиностроение или разработка месторождений и добыча сырья в карьерах. Сегодня они практически перестали существовать. Заниматься их восстановлением в одиночку, одному предприятию, практически невозможно – нужны огромные инвестиции.

Открывая в России новые магазины, мы закупаем только российскую мебель, используем упаковку отечественных фабрик, все 1,2 тыс. сотрудников завода имеют российское гражданство. Поддерживая уникальные национальные традиции, мы расширяем сотрудничество с российскими производителями. Не первый год на полках наших магазинов представлены изделия Гусь-Хрустального Стекольного Завода, столовые серебряные приборы прославленного завода «Северная Чернь». Я и мои коллеги твердо верим в то, что наша основная задача – сохранить хрупкое чудо, русский художественный фарфор, для будущих поколений.

Официальный источник 

Понравилось? Поделитесь!

Комментарии (0)