Гжель 1960-1972

Книга "Искусство Гжели"
Издательство "Советская Россия", 1985 г.
Глава I "Гжель из истории промысла"
автор составитель - Нелли Александровна Якимчук
фотосъёмка - В.И. Почаева

 

Л.П. Азарова. Чайник "Теремок". 1966

1960-1972 годы - следующий этап в жизни Гжели, в деятельности и творчестве его мастеров и художников. В этот период продолжала успешно трудиться Л. Азарова, много новых рисунков создала потомственная мастерица-исполнительница Т. Дунашова.

В 1960 году на промысел, называвшийся теперь Турыгинским фарфоровым заводом, пришла работать скульптор Н. Б. Квитницкая. Период ее работы в Гжели совпал с увлечением обеих художниц - Квитницкой и Азаровой - жанровой скульптурой. „Скульптурное" направление было слабым местом промысла, и эту проблему необходимо было решать. Работая в одном ключе, добиваясь успеха, они как бы дополняли друг друга. Тонко подмечая мимолетные жизненные ситуации, они создали галерею образов: „На велосипеде", „У колодца", „В ночное", „Баба на возу", "Чаепитие" (Л. Азарова), „Зима", „Бабушка и внучек", „Матрена", "Птичница", "На прогулку", "В школу" (Н. Квитницкая). Это лишь малая часть того, что сделали художницы в 1960-е годы. Их работа над решением современной темы совпала с теми поисками, которые вели известные советские скульпторы в области жанровой мелкой пластики, создавая произведения, отражающие обыденные жизненные ситуации, решаемые смело, образно, где все заметнее проявлялись занимательность и добрый юмор.

Л.П. Азарова. Набор чайников "Диск". 1966

Л. Азарова и Н. Квитницкая решали пластику форм обобщенно, обтекаемыми объёмами, уточняя и "досказывая" детали довольно условной и декоративной росписью.

Жанровый стиль в творчестве Л. Азаровой и Н. Квитницкой, явившийся их серьёзной удачей, сыграл заметную роль в развитии искусства советской Гжели.

Л.П. Азарова. Подсвечник "Терем". 1972

Художественная выразительность произведений Л. Азаровой и Н. Квитницкой во многом определяется взаимодействием объемов и пространства. В одних случаях скульптурная композиция строится на сочетании сплошных объемов и сквозных просветов между ними, как в работах Л. Азаровой „Баба на возу", "Чаепитие". В других - фигурки выполняются одним объемом без просветов и обобщенный силуэт. Как правило, это скульптурные миниатюры высотой 4-5 см,имеющие много общего с аналогичными работами в камне и кости. В них привлекают декоративность, чувство материала. Таковы фигурки „Близнецы", "Читает книгу", "Ставит самовар" и многие другие, доставляющие эстетическое наслаждение от детального рассмотрения их.

Л.П. Азарова. Шкатулка "Застолье". 1972

Л.П. Азарова. Декоративный сосуд "Всадник с соколом". 1971

Л.П. Азарова. Тройка. 1969. Сивка-Бурка. 1965. Иван -царевич. 1965

 Л.П. Азарова Близнецы.1964. Скоромыслом. 1966. У колодца.1965. Ставит самова. 1967. Вяжет чулок. 1965. Читает газету. 1965

За сравнительно небольшой период работы в Гжели (1960-1966 годы) Н. Квитницкая сделала многое не только в области мелкой пластики, но и в создании - интересных и своеобразных посудных форм.

Н.Б. Квитницкая. Кувшин "Петух". 1966

Наряден и прост чайный сервиз "Орнаментальный". Колоколовидная форма основных предметов радует глаз наполненностью объемов, красивым силуэтом, удобными ручками и хватками. Орнаментальный пояс из легких прозрачно-синих цветков, напоминающих воздушные одуванчики, создает общее впечатление спокойствия и радушия.

В росписи Н. Квитницкая - большой мастер орнаментальных композиций и пейзажа, умеющий видеть красоту в обыденном и воплощать ее с мягким лиризмом и теплотой. Ее росписи выполнены свободно, легко, акварельно. Художница - избегает крупных ярких пятен, напевно и приглушенно звучат мелодии ее красок. Почерк Н. Квитницкой, глубоко индивидуальный, выражает свойственные художнице задушевность, спокойствие, доброту.

Н.Б. Квитницкая. Чайный сервиз "Орнаментальный". 1966

Н.Б. Квитницкая. Ваза "Гжельский пейзаж". 1965

В 60-е годы упорно и плодотворно продолжала работать над созданием скульптуры и посудных форм Л. Азарова - мастер сложных, неожиданных композиций, решаемых разнообразными приемами пластического языка, скульптурным обилием, декоративной росписью.

Глубоко познав и вжившись в образы гжельской народной пластики и орнаментики, художница не ограничивается кругом традиционных тем. Она творит широко, разнообразно, современно.

Работать в традиционном промысле одинаково легко и трудно. Легко потому, художник имеет возможность постоянно обогащать свои творческие замыслы, основываясь на глубоком изучении, переосмыслении народных традиций, приемов и методов работы старых мастеров. Трудно потому, что круг привычных представлений отчасти сужает творческий потенциал художника. В 1960-1972 годы Л. Азарова создала большое количество произведений. Ее ин-тересы разнообразны. Творческие замыслы и неуемная фантазия не успевают воплощаться в предметный мир, неслучайно художница одновременно работает сразу над несколькими темами. Она с одинаковым мастерством делает „производственные вещи", предназначенные для массового выпуска, и выставочные произведения, демонстрируя широкие творческие возможности. Художница создает как монументальные, так и камерные работы.

В 1964 году Л. Азарова сделала серию мелких детских игрушек: „Лошадь с жеребенком", „Свинья с поросятами", „Ежи" и т.д. Эти забавные и выразительные фигурки с успехом заменили пошлые натуралистические кукольные головки, широко выпускавшиеся тогда.

В том же году художница выполнила монументальное произведение „Свинарка", выразившее идею труда и мира на земле. Скульптура с успехом демонстрировалась на многих выставках. К этой теме художница обращалась не раз, решая ее образно и интересно.

Много трудилась она над новым „прочтением" пластики посудных форм. В чайном сервизе „Квадратный", штофе „Прямоугольный", чайнике „Терем", вазе „Диск" и других изделиях автора увлекает пластика геометрических объемов, занимавшая в тот период многих художников-прикладников. В них лаконизм и функциональность форм прекрасно сочетаются с сюжетной росписью, в которой соблюдена мера условности и образности. Одновременно Л. Азарова успешно развивает „сувенирную" тему, находя новые и разнообразные приемы ее обогащения в произведениях: графин со звуком „Петух", декоративный сосуд „Сирин" с подвесными ложками, чайник с лепными ромашками и другие. Сувенирные изделия занимательные, декоративные, в них остроумно используются приемы народных мастеров: озвучивание сосудов (сосуды издают звук при выливании жидкости), скульптурная долепка и украшение предметов различными фигурками.

В 1964 году в Гжели стала работать 3. В. Окулова. Более четырех лет она была живописцем, расписывала фарфор. Работа рядом с опытными потомственными „писарихами" явилась серьезной школой для молодой начинающей художницы. Постепенно приобретались практические знания. Она овладела свободной кистевой росписью, до тонкостей прочувствовала все свойства фарфора, технологические премудрости производства.

З.В. Окулова. Набор чайников "Бутон". 1971

С первых дней пребывания на заводе художница выполняла самостоятельные творческие работы, сама точила модели, отливала формы, изделия, расписывала их. В ранних своих работах - детском наборе, наборе для специй - Окулова лишь нащупывает материал, ищет себя. Ее рука еще робка и неуверенна. Но художница упорно экспериментирует, у нее индивидуальный и оригинальный почерк. Отличительная черта ее творчества — поиск темы. Художницу волнует разнообразная тематика, решаемая ею главным образом в скульптуре: военно-патриотическая, революционная, спортивная. К 50-летию Советской власти З. Окулова создала серию скульптур на военно-революционную тему: „Тачанка", „Мы — с „Авроры", „Барабанщик" и другие. Не все в них удалось мастеру, но работы подкупали искренностью, ясностью замысла, знанием материала.

З.В. Окулова. Тачка. Мы - с "Авроры". 1969

В этот же период больших успехов добилась Л. Азарова, ставшая известным художником. Именно ее массовые и уникальные изделия определяли „лицо" Гжели, являлись главным стимулом в творческой деятельности мастеров промысла. Турыгинский фарфоровый завод с успехом выпускал „азаровские" самовар- шкатулку, графин „Петух", чайник с лепными розами, скульптуру „Чаепитие" и другое.

Выставочные произведения Л. Азаровой демонстрировали огромные творческие- возможности художницы, неуемную фантазию, смелость и многогранность. Её талант, трудолюбие и глубокое проникновение в суть гжельского наследия дали блестящие результаты. В посудных формах Л. Азаровой, в скульптуре и росписи были новизна, современный подход к формированию „стиля" промысла, основанный на знании и использовании лучших приемов и методов работы старых гжельских мастеров. Традиционные формы квасников она использует для создания крупных декоративных сосудов „Пиршество", „Залп „Авроры", размещая в сквозном отверстии в центре тулова сосудов скульптурные тематические- композиции.

Азарова обращается к сложным фантастическим композициям – скульптурной лепке, любимой народными мастерами. В декоративном сосуде „Масленица" средствами пластики она воспроизводит образ русского народного гулянья, и ваза ассоциируется с праздничной нарядной каруселью, где есть фигурки гуляющих, ленты, колокольчики, лошадки.

Художница часто обращается к фольклору, различным сценкам из народной жизни. На сырных досках, декоративных тарелках, в скульптуре мы видим занимательные сюжетные росписи. Многие сцены охоты, гуляний, свиданий сопровождаются остроумными надписями, народными пословицами и поговорками, Фольклорная тема до сих пор продолжает волновать Л. Азарову находчивостью и жизнерадостностью народных мастеров, расписывавших изразцы, лубяные, прялки, сани, сундуки.

В начале 1970-х годов она выполнила серию работ, в которых умело развивала народный прием - сочетание утилитарной формы - коробки, шкатулки - со скульптурой. Таковы „Балалаечник", „Гитаристка", „Красавица", „Застолье", "Вяжет чулок" и другие. В этой связи достаточно вспомнить, сколь любимы были старыми гжельскими мастерами многочисленные масленки в виде уток, петухов, помидора, кочана капусты, вязанки дров и т.д. Позиция художника, опирающегося в своем творчестве на высокие достижения народного искусства, его умение развивать и претворять их в жизнь применительно к нашей действительности, создавая необходимые в быту предметы, органически сочетающие в себе утилитарные и эстетические функции, принципиально важна и значительна для развития промысла.

Творчество Азаровой постоянно влияет на формирование искусства мастеров и художников Гжели.
З. Окулова - разносторонний мастер, ее интересы широки, она увлеченно работает над созданием и посудных форм и скульптуры, одновременно демонстрируя свои богатые живописные возможности. В период 1960-1970-х годов она выполнила большое количество произведений для массового выпуска. Среди них широко известный набор чайной посуды „Маки", набор чайников „Бутон", ваза "Астра", многочисленная скульптура. Ее произведения — чайники, чашки, вазы- архитектоничны, утилитарны, декоративны и нарядны. В выставочных работах – двойных сосудах „Свадебный", „Вечер", вазах „Праздник", „Морская сказка", компотнице „Свидание" и других внимание художницы сосредоточено на росписи. Большие плоскости сосудов Окулова использует для развернутого повествовательного сюжета. Однако художнице не всегда удается согласовать форму предметов с росписью, живущей своей самостоятельной жизнью.

З.В. Окулова. Ваза "Морская сказка".1972

Серьезным экзаменом творческих достижений традиционного промысла явилась первая специализированная выставка „Фарфор Гжели", состоявшаяся в Москве в 1972 году, на которой наряду с творчеством мастеров и художников современной Гжели были широко представлены изделия старых гжельских мастеров из собрания Государственного Исторического музея. Искусство Гжели было представлено ретроспективно, начиная с майолики XVIII века, полуфаян- са, фаянса и фарфора XIX века и завершалось большим разделом советского периода, охватывавшим почти тридцать лет жизни промысла. Выставка позволяла проследить линию развития, пути формирования художественно-стилевой направленности Гжели с XVIII века до наших дней. Здесь были показаны лучшие работы советских художников Н. Бессарабовой, Л. Азаровой, 3. Окуловой, Т. Дунашовой.

Т.С. Дунашова. Туалетная коробочка. 1972

1960-1970 годы явились этапом в жизни промысла, когда можно было подвести итоги деятельности предприятия за весь послевоенный период: показать высокий рост профессионального мастерства художников и исполнителей, подтвердить правильность выбранного направления выпускаемой продукции, наметить перспективы дальнейшего развития.

Т.С. Дунашова. Коробочка с пейзажем. 1981

В 1972 году, переломном в жизни промысла, было организовано производственное объединение „Гжель", вобравшее в себя несколько небольших самостоятельных предприятий Гжельского района. Появилась возможность расширить производство, но вместе с тем возникали и дополнительные трудности, связанные с территориальной разобщенностью, работой с разными материалами - не только с фарфором, но и майоликой, с поисками стилевой направленности для новых участков и прочее. 

Понравилось? Поделитесь!