Окулова Зинаида Васильевна

Окулова Зинаида Васильевна 

Зинаида Васильевна Окулова (1938-1997) родилась 30 ноября 1938 года в г. Онеге Архангельской области. После окончания художественного отделения силикатно-керамического техникума работала на фаянсовом заводе г. Саракташ Оренбургской области и в г. Калининграде. Художница пришла на завод Гжель в 1964 году уже опытным живописцем. И вскоре стала автором целого ряда художественных изделий, расписанных в необычной манере. «Тачанка», «Мы с Авроры», «Космонавты», «Велосипедист» и множество сувениров, посвященных разгрому немецко-фашистских войск под Москвой, — вот неполный перечень изделий, выполненных ею в 1966 году и принесших автору заслуженную славу. В их ряду набор чайников «Букет» и пельменный, ваза «Астра» и оригинальный набор детской посуды, множество интереснейших работ по морской тематике.

В своих бытовых изделиях художница мастерски усиливает утилитарную, функциональную их предназначенность. Изделия эти основательны, объемны, устойчивы и тем продолжают старую гончарную традицию. Но вместе с тем они не обыденны, и здесь любимый прием художницы: крупный цветок или бутон — роза, лилия, лотос, ромашка, незабудка. Разумеется, цветы эти отнюдь не копия с реального растения: в сказочно-декоративном узоре природная первооснова скорее лишь угадывается.

З.В. Окулова. Ваза. Чайник. Масленка. 1972г.

Талант Окуловой наиболее ярко проявил себя в семидесятые годы. И не только в профессиональной ее сфере — в живописи, но и в поиске пластики изделий, в поиске единства пластики и росписи. Тяготение художницы к живописи обусловило особенности декора ее произведений, который как бы дополняет недосказанность пластики. Роспись Окуловой активно взаимодействует с формой. Скульптурные детали в ее изделиях переходят в живописные изображения, находят в них свое логическое продолжение и завершение.

Одно из лучших произведений художницы — масленка «Жар-птица» (1972). Силуэт птицы обогащается лепным и рельефным орнаментом, который, не нарушая целостности формы, придает ей выразительность, подчеркивает пластическую завершенность отдельных элементов, отмечает границы их соединения в общий объем. На высокой шее поднята маленькая изящная головка птицы, увенчанная хохолком-короной. Ряд бусин отделяет от нее сферическую крышку. Ручкой на крышке служит пышный хвост из двух завитков. Не менее выразительна профилированная нижняя часть, за приподнятые края которой удобно брать предмет. Почти всю поверхность изделия покрывает живописный декор. То яркий и насыщенный, то легкий и прозрачный, он подобен пышному оперению сказочной птицы. Тонкая линия рисунка, легкие завитки сочетаются с широким тональным мазком, движение которого подчеркивает сплошь покрытые кобальтом рельефные и лепные детали.

З.В. Окулова Набор для рыбы

К созданию скульптурной масленки Окулова обращается вслед за Азаровой, но ее изделие наделено художественной самостоятельностью, смелостью и новизной пластического и образного решений и вместе с тем ясно выраженным утилитарным назначением.

В сюжетной росписи художницы, особенно ярко выражаются отточенная техника и богатейшие возможности подглазурного декора.

Художница тяготеет к созданию таких форм, которые отличались бы монументальной значительностью, пластической выразительностью и в то же время простотой. Все эти черты она черпает в традиционном народном гончарстве. Выполненные ею сосуды округлы, вместительны, в них все подчинено выявлению утилитарного назначения. Так, форма вазы с крышкой подсказана формой горшочка. Шаровидное тулово вазы переходит в невысокое профилированное горло, придающее изделию пластическое своеобразие. На округлых плечиках возвышаются петлевидные ручки. Крышка с ее широким гладким краем выходит за очертания горла. Простая форма сосуда обогащается лепными деталями: крышка завершается хватком в виде трилистника, ручки украшены рельефными выступами. Шаровидное тулово рождает ощущение наполненного сосуда. Характеру формы отвечает роспись: пышный цветок мака с колючими стебельками, резными листочками и овальными коробочками семян. Широкий мазок в крупных лепестках растекается по округлому тулову, его сдерживает тонкая линия обводки, а в середине цветка — россыпь крупных горошин.

Цветочные мотивы украшают многие изделия Окуловой: тугие бутоны роз, лотос и лилия, ромашки и незабудки. На вазе, составленной из двух шаровидных объемов, изображен букет из трех цветков яркого мака. Парные нижние лепестки каждого мака расходятся в стороны, чаша цветка полураскрыта и заполнена горошинами. Ощущая однообразие формы, художница попыталась выполнить орнамент в пластике: многолепестковые цветы в виде ручек соединяются с туловом сосуда.

З.В. Окулова Набор чайников

Мак наиболее часто встречается в росписи Окуловой. Его изображение — на вазах, кувшинах, пельменницах, на предметах чайного сервиза, который так и называется «Большой мак». Изделия, входящие в этот чайный сервиз, просты, технологичны в производстве и очень удобны в повседневном обиходе. Их формы органично дополнены налепами, профилировкой, что придает им ассоциативное сходство с живой природой: носик чайника, скажем, напоминает птицу. Порой изделия Окуловой, пельменница например, похожи на цветы. Ее крышка и ручки «прорастают» цветами, силуэты которых повторяют очертания формы. Грани тулова словно лепестки, плотно прижатые друг к другу и расходящиеся в отогнутом венчике горла.

В росписи изделий также господствуют цветы. Форма чайника ассоциируется с формой цветка, а силуэт носика воспринимается как голова птицы. По краю горла чайник украшен лепной оборкой, на крышке — хваток в виде распустившегося цветка. Окулова разрабатывает свой вариант розы, состоящей из трех частей. Две пары нижних лепестков разворачиваются по горизонтали. Из них вычленяется середина цветка, раскручивающаяся подобно спирали и окруженная легким венчиком из синих точек.

Иногда в произведениях Окуловой роспись не подчиняется форме сосуда, а дополняет пластический образ скульптурных деталей. Так, в кофейнике, где носик выполнен в виде головы птицы, живописная композиция на тулове становится пышным оперением.

Окулова широко использует в росписи белый цвет, что наряду с тональными переходами и глубоким синим делает ее многоцветной. Середину цветов художница часто оставляет белой или же, окрашивая ее в темно-синий цвет, оставляет белыми лепестки цветка, отделяя их от фона тонкой волнистой линией. Такой цветок как бы распластывается на стенках сосуда.

В практике Окуловой складывается еще один способ изображения цветка: лепестки прописываются короткими мазками темно-синего цвета по сине-голубому фону. Получается многолепестковый цветок. Букеты таких цветов — на вазах, гирлянды — на масленках, крупные одиночные изображения — на кувшинах. Живописные композиции часто решаются как декоративно-объемные, условно-перспективные. Сама она о своем пристрастии говорит вполне определенно: «Люблю писать больше цветы: есть где разбежаться кисти». Не в этом ли разбеге и его сочетании с тонким вкусом, не в завершенной ли гармонии общей композиции кроется секрет ее мастерства?

Художница большой вклад внесла как в создание новых форм, так и в создание высокохудожественной росписи. В 1970 году З.В. Окулова стала членом Союза Художников СССР. В 1978 году стала лауреатом Государственной премии им. И.Е. Репина, а чуть позже кавалером ордена «Дружба народов».

Официальный источник

Понравилось? Поделитесь!