Азамат Акматович Асанбаев

Широко известный в России скульптор Азамат Акматович Асанбаев родился в Киргизии, в семье сельских врачей. Родители видели в нём продолжателя своей, так необходимой людям профессии. Но с детских лет его манили горы и долины, сказания и легенды, воспеваемые известными в Иссык-Кульской долине седобородыми акынами. Наверное, именно поэтому, когда настало время выбора, Азамат вопреки воле отца поступил во Фрунзенское художественное училище и в 1976 году блестяще его окончил.

Главным для него всегда было искусство, воспевающее природу и людей, оставивших значительный след в истории. Спектр его возможностей очень широк. Он автор ряда монументальных скульптур из гранита и бронзы, установленных в городах бывших советских республик. Но большее предпочтение он всегда отдавал фарфору. Работая главным художником «Объединения Гжель», он многое сделал в тот период для возрождения традиций старых мастеров и для того, чтобы их произведения заняли достойное место на российских и международных выставках.

Азамат успевал не только руководить производством, но и создавать истинные фарфоровые шедевры. Среди наиболее значимых произведений Азамата Асанбаева — фарфоровый девятиметровый иконостас для храма Ильи Пророка в Красногорском районе Московской области, а также малахитовый сервиз-гарнитур из 62 наименований «Юбилейный», заказанный Кремлём. Скульптурные работы Асанбаева по произведениям А. П. Чехова и Н. В. Гоголя, выставленные в музеях и галереях Москвы, получили восхищённые отзывы искусствоведов, коллег, музейных работников и ценителей художественного фарфора. Многие, наиболее талантливые его творения, отличающиеся оригинальностью, художественной новизной и качеством, отмеченные вниманием специалистов и ценителей фарфора, демонстрировались в залах Московского Кремля, Санкт-Петербурга, во многих городах России и за рубежом — в Париже и Ницце.

Работы Азамата всегда вызывают у зрителей большой интерес и искреннюю похвалу. Дипломы и призы российских и международных выставок за качество и профессионализм, которыми награждён автор, говорят не только о признании его таланта, но и о его постоянном стремлении искать и создавать скульптурные шедевры, воспевающие героев далёкой и близкой истории нашей страны.

В год двухсотлетия Бородинского сражения Азамат Асанбаев создал целую галерею фарфоровых скульптур выдающихся участников Отечественной войны 1812 года. Конные скульптуры русских и французских военачальников мирно соседствовали на выставочных стеллажах, поражая зрителей тонкостью исполнения самых мелких деталей и самобытной индивидуальностью персонажей. Можно сказать — его скульптуры живо и доходчиво говорят на языке самой истории.

Сегодня скульптор Азамат Асанбаев вновь в творческом поиске. У него множество задумок, полёт которых ограничен лишь временем и средствами. Например, знакомство с историей Кавказа, горы и ущелья которого так похожи на вершины и долины Тянь-Шаня, а среди живущих там людей широко известны своими подвигами сказочные батыры и мудрые наставники. Неудивительно, что там, среди древних горских башен и гостеприимных чеченских аилов, у Азамата зародилась мысль создать скульптуру духовного вождя Кавказа — знаменитого Шамиля. Не один год он вынашивал эту мысль, прежде чем его замысел появился в глине. Сегодня читатели журнала могут воочию оценить конную скульптуру легендарного горца, которая достойна возвышаться на площади самого крупного и красивого кавказского города.

Создав очередной шедевр, скульптор не стоит на месте. Преданья старины глубокой снова манят его в глубь российской истории, которая богата не только патриотизмом, но и героизмом русских людей, защищавших своё отечество от внешних врагов. Велик подвиг князя Александра Невского, изгнавшего тевтонцев с земли Русской. Велик и смысл сказанных им слов: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!» Сегодня со всех сторон вновь зловеще звучат вражеские трубы, предрекая очередной конец России. Но мы-то знаем, что наша Родина, словно возрождённая из пепла птица Феникс, расцветёт, как и прежде, и станет величайшим на земле государством. А пока мы должны помнить слова нашего великого предка и напоминать их нашим недоброжелателям. Именно поэтому символично сегодня новое творение Азамата Асанбаева — конная скульптура Александра Невского. Пусть российские ненавистники смотрят на этот монумент вспоминают уроки прошлого!

Конечно, печально осознавать то, что все эти и многие другие замыслы скульптора так и остаются в пластилине или глине. Но я верю, что когда-нибудь и у нас в России вновь появятся меценаты, истинные любители монументального искусства, и идеи автора воплотятся в бронзе и граните, радуя взоры наших соотечественников. Помочь талантливому человеку осуществить все его творческие мечты — что может быть достойнее и величественнее в эпоху небывалого роста российского самосознания и истинного патриотизма!

Виктор Носатое, член Союз писателей России
Публикация в журнале «Искусство для всех» №1 2015 (08)

Понравилось? Поделитесь!

Контакты

Адрес: Россия, 140155, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор
Телефон: +7 (967) 248-94-57
E-mail: azamat_1950@mail.ru
Сайт:

Другие наши партнёры

Василенко Марина Геннадьевна
Василенко Марина Геннадьевна

Ассоциированный член Партнерства

Полная информация

МОУ Гжельская средняя общеобразовательная школа с изучением предметов художественно-эстетического цикла
МОУ Гжельская средняя общеобразовательная школа с изучением предметов художественно-эстетического цикла

Образование.

Полная информация

МОУ Ново-Харитоновская СОШ №10 с УИОП
МОУ Ново-Харитоновская СОШ №10 с УИОП

Образование.

Полная информация